Перейти к содержимому



Фотография

Тур по России, Польше, Литве и РБ


Тема находится в архиве. Это значит, что в нее нельзя ответить.
В этой теме нет ответов

#1 DarkBMW

DarkBMW

    ♥ ♣ ♦ ♠

  • Admin
  • PipPipPipPip
  • 17 772 сообщений

Отправлено 25 Август 2004 - 08:55

Балтийская петля.
Дубна - Тверь - Ржев - Полоцк - Глубокое - Лаворишкес - Вильнюс - Тракай -Клайпеда - Нида - Зеленоградск - Пионерский - Мамоново - Гроново - Миколайки - Варшава - Краков - Величка - Славятич - Домачево - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Дубна

08 - 28 августа 2002 года

авто - Ауди Аб Авант 95 г. в.,

Экипаж - 2 взрослых - автор и его лучшая половина (по совместительству штурман) и 2 детей соответственно 14 и 9 лет.

Цель поездки - семейный отдых, попутная цель - понять, что такое Калининградская область в контексте окружения (Литва - Польша) и чего следует ожидать в будущем.

Подготовка - зарезервирован семейный guest house в Вильнюсе, предупреждены о визите родственники в Калининградской области, зарезервирована квартира в центре Кракова (одна из основных целей поездки - посмотреть Краков).

Опыт - мы имели на момент начала путешествия удачный опыт семейного путешествия на авто, тем же составом в прошлом году побывали в Финляндии.


1. Подготовка.
Как и многие авторушники, начал с изучения конференций и отчетов, большая всем авторам благодарность, помощь получил по многим вопросам.
Визы.
В соответствии с планом требовались литовские визы. В общих словах ситуацию с визами можно охарактеризовать так - сходить в посольство, посмотреть все на месте, делать так, как написано «на заборе» и проблем с визами не будет. На мой взгляд, крайне мало информации о работе консульской службы вообще и в инете в частности, могло бы быть и поболее. Сервис здесь я бы оценил на троечку, хотя сам консульский отдел сработал безукоризненно. Тем не менее, осталось двойственное впечатление, с одной стороны визы получить можно и вроде без больших проблем, с другой стороны - вроде как ты и не очень желателен в Литве. Ну да ладно. Разберемся.

Размещение в Литве.
По результатам серфинга по специализированным сайтам удалось найти в Вильнюсе отель «Жемайтис», который предложил нормальные для нас условия «цена+качество», быстро все нам зарезервировал. Но за 2 дня до выезда я получил извинительное письмо от старшего администратора о том, что они ошиблись и разместить нас могут только на 1 сутки. Меня это понятно не устроило и пришлось начать судорожные поиски нового варианта размещения. Но, прежде было написано ругательное письмо в адрес отеля с обещаниями обязательного информирования руководства консульского отдела посольства Литвы в Москве о стилях и методах работы конкретного отеля. В ответ мне быстро предложили 2 варианта размещения в других отелях и была обещана 20% скидка при последующем размещении в их отеле. На первое я не отреагировал, т.к. предложения нас не устроили, а вот по поводу второго - «забил гвоздь», так на всякий случай. Вывод - отель дорожит клиентом и это правильно, ошибки случаются у всех - ничего не попишешь, они не так давно были вместе со всеми нами в совке, отсюда понятные проблемы. На практически паническую рассылку с просьбой предложить размещение в Вильнюсе на 4 дня откликнулось примерно 8 адресатов, из коих я и выбрал размещение в семейном Guest house в центре старого Вильнюса, о чем впоследствии никто из нас не пожалел.

Размещение в Кракове.
Опять же поиском по Интернет было найдено предложение о размещении в центре старого Кракова, нас все устроило в предварительном плане и мы дали свое согласие на бронирование.

Автомобиль.
Авто не новое, соответственно всегда есть, куда и на что с большой пользой (а не на всякие женские глупости, как саркастически подмечает всегда мой дражайший штурман) потратить кровно заработанные денежки. Вся подготовка свелась к внимательному прослушиванию звука работающего двигателя, ритуальным пинкам по всем четырем колесам и очередному выводу, что покрышки менять все-таки надо. Но потом, наверное, в Литве или Польше. К тому же очень хотелось подлечить переднюю подвеску.

Деньги.
Часть - на карточку Мастеркард, часть - кэшем в виде долларов. Забегая вперед, можно обойтись практически без кэша, максимум $100 мелкими купюрами на непредвиденные расходы, коих у нас как-то не оказалось. Совсем немного денег было в российских рублях - для заправки по России и оплаты услуг при переходе границы Белоруссии с Россией.

2. Поехали.
Дубна - Тверь - Ржев - поворот Полоцк
Выезд - примерно около 5:00 утра курсом на Тверь через паромную переправу, и город Конаково - столицу чубайсового королевства, и мимо завидовских угодьев, далее перед Тверью - объездная, с нее на Ржев. Качество участка «ленинградки», по которой удалось проехать, вполне хорошее, есть ремонтируемые участки, похоже скоро это будет настоящий европейский автобан. С тверской объездной и до Ржева дорога сносная вполне среднероссийского качества, встречается пара участков с ремонтом, там скорость около 40, но это ненадолго. То там, то сям участки с горящим торфянником и, соответственно, задымление трассы. ГИБДД встречаются, но весьма неагрессивные, видимо сказывается гипоксия вследствие повсеместной задымленности. (Какая охота в такую-то погоду? Весь нюх отбивает…:-)). Про "рижку" писали много и объемно, повторяться не буду. Очень понравилось то, что она практически пустая, топи нога (правая), не уставай. Участок до поворота на Полоцк прошли быстро, там же 1-я заправка "под крышку", правда, немного заблудились, на что мой симпатичный штурман изрек, что мол, ты же понимаешь, Белоруссия начинается. Нужную дорожку тем не менее нашли быстро и стали на платную (или блатную?) дорогу. IMHO, за такую дорогу вообще-то следует приплачивать тем, кто по ней имеет удовольствие проезжать, а тут деньги берут (правда по-честному квитанции суют и вежливее обычного вздыхают), интересно, кто же купил эту часть дорожки? Как выяснилось впоследствии, бизнес с платным проездом существует также и в братской Белоруссии (Ml, например), так что похоже прав был мой штурман относительно приближения к братьям-белорусам.

поворот на Полоцк - Глубокое - Лаворишкес - Вильнюс
Переход российско-белорусской границы. Границы как бы нет, но пришлось оплачивать страховку транзитный проезд. Встречаются рекомендации относительно оплаты 1\2 суммы за транзит без квитка в карман и пр., скажу сразу, что не рискнул, т.к. экипаж: большой, времени впереди много, не хотелось покупать за $10 проблемы на выезде из Белоруссии. Забегая вперед, скажу, и страховку и транзит непременно и с живым интересом спрашивали, в том числе, и при выезде из Белоруссии. Стандартные будочки страховых компаний и таможни были пройдены быстро и без дополнительных потерь. Хорошее впечатление оставил парень, который все это нам продавал, вежливый, предупредительный и в тоже время без тени чиновничьего превосходства, так часто встречающегося у иных его коллег на границах и таможнях большой бывшенашей страны. На переходе Белоруссия-Литва в районе Лаворишкес белорусы держали 2,5 часа, при чем совершенно бестолково и беспричинно. Просто так они работают, достойна жалости и снисхождения такая постановка дела, с такой работой понятно, почему у тамошнего пенсионера пенсия $5, а на среднюю зарплату просто элементарно не прокормиться одному, не говоря о содержании семейства. Грустно и смешно одновременно. Толпа из 5 хорошо кормленных мужиков с выбритыми толстыми щеками и стойким запахом дешевого дезодоранта не смогла в течение 2,5 часов пропустить всего-то 10-12 машин, при чем это не фуры, не автобусы, но просто легковушки с минимумом груза. Общее впечатление от Белоруссии - живется там тяжко, похоже, что на грани терпения живут белорусы, одновременно кажется, что запас терпения еще велик. Судя по одежде сельского населения там примерно конец б0-х годов прошлого столетия, во всяком случае, при взгляде на селян я сразу вспомнил картинки из моего далекого детства, когда кирзовые сапоги были верхом достатка и крутизны, а новая меховая шапка заводской выделки - предметом зависти всех пацанов в округе. Литовские пограничники и таможня свою работу выполнили очень быстро, я даже не понял, сколько времени они у нас похитили, похоже, около 3-5 минут на все процедуры. Все, мы в Литве, Laba dena!

3. Литва. Вильнюс - Тракай - Клайпеда – Нида
Да там проблемы с общением на русском - так мы слышали со стороны о ситуации в Литве, вплоть до открытого неприятия и неприязни. Что можно сказать, кто ищет, тот всегда найдет. Мы не искали плохого к себе отношения и не встретили такового. Абсолютно все и везде совершенно дружелюбно и вежливо откликались на просьбу о чем-либо на русском и отвечали так же на русском языке. Естественно, мы старались вести себя и учили этому детей, как подобает это делать в гостях у приятных соседей. Не навязывая свое мнение, не выпячивая свою исключительность и не предъявляя какие-то сверхтребования. С приключениями, но относительно быстро, мы нашли своих хозяев, которые нас встретили на дороге и проводили на место. Очень они удивились очереди на границе. Раньше, по их словам, такого не наблюдалось. Мы разместились в старом 3-хэтажном доме в центре старого Вильнюса, один подъезд (собственно 1 большая 3-хуровневая квартира) которого принадлежит нашим любезным хозяевам. Квартира переделана под нужды маленького Guest House и в принципе вполне соответствует им. В нашем распоряжении были 2 хорошо оборудованные комнаты на одном этаже, любезные и радушные хозяева, прекрасно говорящие по-русски, паркинг во дворе (кстати, двор на ночь запирается), факс, телефон, компьютер с Интернетом, во дворе очень неплохая и недорогая кафешка. Недолго, очень недолго мы пробыли в Литве. Сейчас кажется, что это было давно и не с нами. Практически опустевший счет в банке и изменившаяся в лучшую сторону работа подвески авто напоминают мне, однако, что все было въявь и именно со мной.

Авто&Акрополис
У меня хороший автомобиль - семилетняя Ауди А6 в кузове Авант (т.е. универсал), не без проблем конечно, потому как не новая, но в целом все более-менее в норме. Учтите, что брал я ее год назад в том же Калининграде, до этого ездил на ВАЗ-21093. После «девятки» - она для меня, конечно, супермашина. В последнее время укрепилось мнение, что надо бы подвеску посмотреть, какие-то неправильные моменты в поведении машины стали проявляться, к тому же появилось небольшое биение впереди при скорости после 130, что неприятно. Также надо бы колеса все-таки менять, пора. Начитавшись советов от аудишной конфы, решил делать ремонт в Литве. Обещали качественно и не особо дорого. Подтвердилось, денег заплачено хоть и немало, но результат - есть. Машина стала другой, очевидно, такой она и должна быть. Подвеска стала просто очень хорошей, правда, осталось биение. Колеса решил пока что не менять -путешествие только началось, впереди много и непонятно каких затрат, в Польше говорят, также недорого можно переобуться, в общем отложил колеса до Польши. В то время, когда умельцы из Аудисервисцентра лечили мой автомобиль, мы всем семейством отправились в «Акрополис». Все очень классно, там есть все - от банка до, естественно, сортиров, есть каток с искусственным покрытием, где мой отпрыск с удовольствием накатался на коньках, естественно шопинг очень хорошего качества, товары - европейского уровня, сервис также хорош, причем опять замечаю, никаких проблем с общением на русском языке, куча кафешек. кинотеатров и прочего, чего не перечислить. 4 часа - как одно мгновение, в конце дня нас добил один штрих, устав от хождений я набрался наглости и спросил у первой же попавшейся официантки вызвать такси, через минуту она мне провещала, что машина будет через запрошенные мною 18 минут у такого-то выхода, денег не спросила. Самое интересное, что машина была через 18 минут, правда, это был Форд примерно 25 летнего возраста, но ехал сам, таксист попался разговорчивый и доброжелательный, за вызов и проезд (примерно 4-5 км по городу) было заплачено примерно около 1 $, точно такую же сумму нам обошелся автобус на 4-х человек. Вот так. И вот она свежевымытая сверху и изнутри, включая моторный отсек, с перебранной подвеской. Да, это совсем другая машина. Немалый счет испортил настроение всего на несколько минут, правда, дал пищу для последующих философских размышлений для моего любезного штурмана, что впоследствии вылилось в несколько непередаваемых пассажей относительно «глупых женских штучек» и относительности всего сущего. Справедливости ради отмечу, половина сразу же оценила изменившееся в лучшую сторону поведение автомобиля.

Тракай.
Осталось ощущение, что Тракай - в обойме европейского турбизнеса и это всех устраивает. Что касается качества и объема экспозиций, конечно у нас в России найдется много чего и побогаче, и поинтересенее, и побольше, и ваще круче (с отвиснутой губой и растопыренными пальцами), да это все так, но все, что мы видели там с любовью восстановлено, сохранено, подремонтировано и работает на сегодняшнего туриста и приносит доход маленькой своей стране. В нашей же большой стране за редким исключением, отношение к историческому наследию совершенно другое, не умеем мы пока делать на этом бизнес для себя и страны и удовольствие для туриста, а ведь есть на чем и еще как! Мысль однако... Паркинг. Как-то сразу приехал на платный паркинг, хотя рядом был бесплатный, в принципе это правильно, ведь платишь за свои сохраненные нервы, а они - бесценны и конечны в своих размерах. Питание. Как и везде по Литве очень хорошее качество, как исходных продуктов, так и получающихся из них блюд, и это при вполне доступных ценах и отличном сервисе. Пиво - вкусное, мягкое со своим приятным привкусом, все опробованные сорта отличаются от российских сортов в лучшую сторону.

Вильнюс.
Хорош. По-другому не скажешь. Своеобразная атмосфера мультинационального города, много самых разных людей, говорят на многих языках, прекрасно себя чувствуют и крайне доброжелательны. Сохранены и восстановлены многие памятники старины, город ухожен, чист, очень редко можно увидеть что-либо неустроенное или грязное. Правда, до сих пор учителя и медики зарабатывают совсем немного. Мне думается, что это временное явление. Но клиент уже прав, а это вселяет вполне конкретный оптимизм. Что смотреть? Старый Вильнюс, много чего рассказано о нем, нужно только лишь найти свое видение, свой Вильнюс. Уютные кафе, чистые улицы, приветливые люди, прекрасная кухня, непередаваемая атмосфера вечернего старого города, памятники былого могущества и совсем недавнего прошлого. Пьем пиво, кушаем в ресторанчиках или кафе, гуляем, впитываем в себя атмосферу старого города и другой страны, не смотря на то, что здесь тебя понимают на твоем родном языке - это другая и чужая страна, со всеми вытекающими последствиями. Но туристу здесь весьма приятно и полезно, отдыхается очень хорошо, приезжий чувствует здесь себя комфортно. Манера вождения автомобиля у народа тамошнего чем-то похожа на московскую, может быть чуть менее темпераментная, но гораздо более предупредительная и, я бы сказал, более квалифицированная, откровенных чайников и явных отморозков на дороге как-то не попадалось, водят достаточно быстро и одновременно внимательно. Скоростной режим, как правило, соблюдается, велики штрафы за превышение, но если есть возможность полихачить, то такая возможность, как правило, используется и многими. Дороги. Повсеместно в очень хорошем состоянии, всегда есть разметка, указатели читабельны и недвусмысленны. Мой бесценный штурман достаточно уверенно вел меня по Литве по карте на литовском же языке, и в целом мы без проблем добирались до нужного пункта.

Клайпеда - Нида.
Пора двигаться далее по проложенному маршруту. Итак трасса Вильнюс -Клайпеда, старый еще советских времен автобан сохранился в хорошем состоянии и позволяет двигаться с приличной скоростью, местами под 180. Практически нет полицейского контроля, по дороге много небольших кафешек и зеленых стоянок, но, извините, отхожие места пока еще не финские, не дотягивают как по запаху, так и по чистоте и наличию всевозможных салфеток-полотенец и прочих аксессуаров сего весьма немаловажного дорожного сервиса, зато вполне соответствуют среднероссийскому стандарту. (Ну хоть в этом мы похожи.) Хорошая погода, прекрасное настроение способствовали весьма быстрому преодолению всего расстояния от Вильнюса до Клайпеды, что означает вообще-то через всю страну Литву. Какая же она все-таки небольшая! И народу-то в ней всего ничего, но есть свой язык, государственность и проч. Клайпеду не смотрели за отсутствием времени, да и желания особого не проявлялось. На Куршскую косу переправлялись на пароме. Переезд бесплатный, платили только сбор типа «за экологию» и на этом все. Странно, в прошлом году паром был платным именно с материка на косу, а обратно бесплатный. Однако имеют место изменения в положительную сторону, местный народ, да и приезжий также, это не может не радовать. Народу на пароме просто много. Жара под 28-30 градусов, солнечно, практически штиль. Между прочим, август месяц, а не июль. И это Литва, а не Крым или Сочи. Правда очень холодная оказалась вода в Балтийском море. Но это в плюс. После такой жары холодная балтийская водичка - просто класс :-)), правда, не всем это почему-то нравится. А мне так очень. В планах было переночевать в Ниде, после чего отправиться к родственникам в Пионерский, это в Калининградской области. Реалии же оказались более прозаическими, на 1 ночь мы просто не смогли устроиться. На косе, как нам сказали в одном из отелей, все просто забито, шансов практически нет. Частный сектор тоже не испытывал энтузиазма от нашей просьбы относительно 1 ночевки. По сему было принято решение ехать в Калининградскую область сей же час, к тому же время теоретически позволяло добраться до места засветло. Правда немного смущало вечернее время перехода границы и неопределенность с точки зрения длительности этого процесса. Все оказалось проще и лучше, чем ожидалось. Границу мы прошли буквально за 15 минут, чему были рады и приятно удивлены одновременно. Рано радовались - впереди была Россия, хотя и с прибалтийским акцентом.

4. Зеленоградск - Пионерский - Калининград - Мамоново
Деньги.
Какие деньги? Разные, их пока еще не отменили нигде. После оплаты экологического сбора на российской уже стороне Куршской косы я понял, что российских рублей у меня осталось ровно 10, в смысле только 10 рублей и все, остальное в литовских и американских баксах и на карточке. Между прочим, лампочка топливного датчика уже 30 км как горела, впереди был Зеленоградск, где есть пара более-менее приличных заправок. В общем, все как полагается, расслабуха в Литве слегка нас подвела, и мы как-то знакомо напряглись, как-никак Родина, понимаешь, в объятия свои берет. 1-я по пути следования заправка не оправдала надежд предложив купить литовские баксы по цене примерно бб% от номинала, что нас не устроило и мы стали искать альтернативу, она нашлась быстро, американские баксы у нас взяли по сносной цене, а бензин дали вполне неплохой, от Лукойла, спасибо Вам, люди добрые. Кстати там же выяснилось, что ближайший работающий банкомат вечером в выходные дни - это в Калининграде, т.е. примерно 40 км, мда... это Вам, братцы, не там, а здесь... На всякий случай, залился под пробку. Далее выяснилось, что мы, т.е. я и мой драгоценный штурман, как-то упустили из виду вообще Калининградскую область и соответственно карты, которые у нас между прочим имеются, мы просто не взяли, потому как, ну в общем мы же все знаем, плавали. В итоге мы выехали из Зеленоградска не по той трассе уже почти по-темному и без карты местности. Тем не менее, с руганью и путем напряжения всех ячеек памяти в четырех черепах мы все-таки доехали до места. Удивительно, но факт. Дочь (она младшая из детей) сказала, увидев пригород Пионерского - «Ну наконец-то, мы дома!» Ребенок оказался прав... Теплый прием родственников, душ :-o, такой же теплый супчик, чистая постель, да, иногда человеку для счастья нужно совсем немного.

Море, воздух, пиво.
Балтика. Мы бывали здесь несколько раз за последние лет 8-10. Нам очень нравилось тут до кризиса 98 года, товары дешевле, чем на материке, качество и номенклатура товаров также отличались в лучшую сторону. Соседство с Польшей и Литвой очень благоприятно сказывалось на внутренней ситуации. В последние 4 года стало немного похуже, ситуация, скажем так, немного приблизилась к среднероссийской, но пока что там все же получше, чем на материке. (Вы сможете найти в магазине в средней полосе России 3 литра хорошего немецкого сухого вина за 150=00 российских рублей? А там есть, причем свободно и без проблем.) Погоды в этом году особенные, похоже, что все наши дожди выпали в Германии и Австрии и рядом там. В Калининградской области до сих пор не было ни одного приличного дождя, что вообще-то очень нехарактерно для этой местности. К тому же жара, температура поднималась почти до 30 градусов, вода же в море в результате каких-то своих законов движения была почти ледяная, лишь пару дней из 7 проведенных на море водичка была не столь обжигающе холодной. Тем не менее, мы, включая детей, конечно, купались и с большим удовольствием. Загорели очень быстро, благо солнца было более чем предостаточно. Сам Пионерский - это маленький совсем городок на севере области, когда-то там была база рыболовецкого флота (база есть и сейчас, но корабли как-то исчезли). Кроме того имеется детский санаторий и несколько маленьких предприятий местного значения. С точки зрения туриста интереса почти не представляет, обычный российский городок, ничем особым не выделяющийся. Но для нас это временное жилище, это наши родственники, с которыми всегда приятно встретиться и пообщаться, это, конечно, море. С точки зрения туризма интереснее соседний городок Светлогорск, бывший Раушен, когда-то там во время войны отдыхали и набирались сил летчики люфтваффе, соответственно сохранилось в хорошем состоянии немало немецких еще зданий. Городок раскручен с туристической стороны и посещается весьма активно в том числе и бывшими хозяевами - немцами. Неизменные спутники курортного городка присутствуют в нем, много кафешек, ресторанчиков, оборудованный пляж, есть прокат оборудования, променад, набережная и проч. Турфирмы вовсю предлагают краткосрочные туры в Польшу, Германию, Литву и пр., проблем нет. Пропитание среднего уровня, особенно в сравнении с Литвой, цены назвать недорогими также нельзя - сезон. Пиво предлагается разное, местное, польское, немецкое, голландское и т.д., выбор большой, качество почти всегда хорошее, даже отечественного местного, есть, конечно, и другие отечественные марки, но как-то не было желания их употреблять. Воздух в Пионерске - это отдельная песня, смесь соснового с морским, к тому же нет больших промышленных объектов, загрязняющих среду. Как говорит наша бабушка, здесь хорошо кушается и спится, так и есть, ели и спали много и качественно.

Снова в дорогу.
Примерно на четвертый день отдыха меня стали посещать мысли о дальнейших шагах по реализации своих планов и продолжению путешествия. Обменяны последние литовские тугрики на российские рубли, прочитано кое-что и подробно расспрошены родственники относительно особенностей перехода границы и самого вояжа в Польшу. Как выяснилось, въезд в Польшу до сих пор безвизовый, нужно лишь купить ваучер, медстраховку и гринкарт для авто. Как впоследствии выяснилось, сей ваучер оказался востребованным только нашими российскими пограничниками на выезде в Польшу на переходе в Мамоново. Польские же. мытари и погранцы даже не поинтересовались его наличием. Вопрос - кому это выгодно? Ответ - скорее всего местным турфирмам и каким-то образом нашим пограничникам, хотя уследить здесь какую-то связь весьма сложно, и я не очень в это верю. Тем не менее - факт налицо. Кстати, продали нам ваучер по цене 60=00 рублей за 1 штуку, но квитки дали из расчета по $10=00 за штуку, вы что-нибудь понимаете? Я - нет. Пусть это будет из разряда очевидного-невероятного. Факт, однако. Нам обещали длинные очереди на границах, что в принципе и подтвердилось, местное приграничное население с обеих сторон активно зарабатывает себе на жизнь мелкой контрабандой, посему народу на границах действительно много. Купить очередь говорят можно, но мы решили проблему с помощью опять же родственников и их знакомых (Россия, однако). На нас сделали «заявку» и основную самую длинную очередь мы не стояли, пропустили нас без очереди. Как нам было сказано, все по-честному - кто не хочет или не может платить - стоит, иногда по 8-10 часов, кто платит тоже стоит, но гораздо меньше времени. Вывод - проблемы на границах есть в смысле пропускной способности, но не похоже, что этим кто-то серьезно озабочен.

5. Поехали - 2.
Помыл машину, покидал вещи, количество которых заметно увеличилось, когда я об этом пробурчал своей половине то в ответ получил сакраментальное - ну у нас же большая машина, ты же сам ее такую выбирал. Все правильно, все вещи уложились плотно, и мы еще пока не выглядели как цыганский табор, особенно если не раскрывать шторку над багажником. Тепло распрощались со своими родственниками и поехали. До Мамоново нас проводил мой брат, дело было утром и, не смотря на некороткую дорогу, приехали быстро. Отдельное спасибо и большие благодарности, братан.
Мамоново - Gronovo.
Про границы писано немало и по-разному. Суть их от этого не меняется, очевидно, и не должна, хотя тут можно поспорить. По сравнению с прошлым годом на наших границах стало чуть более цивильно, наконец-то пресловутые квиточки-бегунки из тетрадок в клетку переродились в отпечатанные типографским способом маленькие талончики, где помечено, сколько и каких инстанций нужно пройти. Количество обязательных штампиков и подписей сократилось по моим наблюдениям примерно до 4-х против 7-8 в прошлом году, количество мест останова и поклонения также уменьшилось. Все это могло бы порадовать, но не все так радужно, грязь невообразимая - впечатление такое, что стоишь посредине большой помойки, слева и справа от дороги повсеместно наблюдаются отходы жизнедеятельности наших сограждан, кстати, встречная дорога от поляков также не блещет чистотой, хотя чуть получше. Про то, как наши и польские граждане прячут контрабандный товар, где они это делают и что при этом говорят мытарям - это тема, достойная отдельного изучения и более широкого изложения, я бы сказал, что можно написать целый роман или инструкцию к действию, кому что интересно. Наши держали недолго, если не большая очередь, все было бы неплохо. Проставили штампики в паспорта и уже уходя вдруг пограничник спросил про ваучеры, причем сделал он это как-то вяло и вроде как не особенно напрягаясь, они что (в смысле ваучеры) уже и им не нужны? Проставил штампик в ваучеры тоже, никому они ваучеры потом не понадобились. Польская сторона работала помедленнее, вместо двух бригад была одна, соответственно пришлось подождать. Поляки на границе лишь поинтересовались, не в Германию ли мы едем и, получив ответ «в Краков», слегка обалдели и тормознулись, но ненадолго, никакого ваучера, визы или страховки они не спросили, просто проштамповали и отпустили с миром. Похоже, не очень много нашего народу едет в Польшу с туристическими целями, а зря. Может быть Германия интереснее? Пока не знаю, есть тема для обдумывания будущих планов.

Миколайки.
Что такое? Почему не знаю? Все просто, на севере Польши есть небольшой городок, где построили современный большой отель и присовокупили к нему же аквапарк. Рядом красивые Мазурские озера, леса, в общем, зона отдыха и природного туризма. Местный калининградский народ валом туда валит на отдых, диковинка, в России пока еще мало известная. Кроме того, много туристов из Германии, Польши же и прочих соседей. Место раскручено уже неплохо. Условия вполне европейские, сервис тоже хорош. Что касается аквапарка, собственно, почему мы и решили туда заехать, то после Seren-ы (это недалеко от Хельсинки, мы там были в прошлом году) местный не произвел большого впечатления, у финнов покруче будет. Тем не менее, купались и отдыхали с большим удовольствием. Получили кучу положительных эмоций, особенно порадовал «унитаз», это устройство действительно похоже на унитаз, ты под действием силы тяжести спускаешься вниз по спирали в трубе на конце которой тебя выбрасывает касательно в большую емкость типа бункера, которая имеет внизу открытую горловину, из которой соответственно ты сваливаешься в бассейн предварительно проехав на своей пятой точке пару кругов по окружности бункера. Эффект классный, особенно нравится детям. Кроме того горки, бассейны и т.д., все очень здорово. Правда наша мама-штурман-фельдшер сказала, что качество сварных швов в трубопроводах, по которым скользят наши нежные телеса совсем не такое, как у финнов, и вообще, тут слишком пахнет хлоркой. Ну понятно, они же (в смысле поляки) еще не в еврозоне, а только лишь собираются туда, так что можно и простить. Поляки были милостиво прощены примерно через минут 15, и мир был восстановлен. Шведский стол. Есть на завтрак и обед. Все обычно, качественно и съедобно. Мне в таких случаях не очень нравится ощущение, что ты часть некоего хорошо спланированного конвейера, пусть это все и добротно, но конвейер, в ресторанчике или кафе все гораздо человечнее и теплее, но это так, мелкие придирки к особенностям большого отеля. Не хочешь - не кушай, ходи такой. Как обнаружилось позднее, решение поддаться рекламе родственников и поехать в Миколайки, отклонившись от первоначального маршрута, имело свои положительные моменты. А именно, дороги в Польше и характер движения по ним внесли свои корректировки в наши планы.

Дороги Польши.
520 км за примерно 10 часов пути с учетом всех остановок, это как? Мы рассчитывали на более быстрые скорости передвижения. Не могу сказать, что об этом нигде ничего не сказано, но как-то не очень внимательно к этому отнеслись. Дороги в Польше разные, но в основном - узкие и, соответственно, небыстрые. Северная часть Польши (бывшая Восточная Пруссия) – это старые немецкие дороги, такие же ,как и в Калининградской области, эти дороги нам знакомы и опыт езды по ним имеется, пусть и не очень большой. По одной полосе в каждую сторону, вместо обочины – вековые деревья, посредине – практически всегда – сплошная полоса. Дорожные полосы, кстати, также неширокие. Возможности для совершения обгона очень мало, куда-то отвернуть в случае како-то необходимости также не удастся – справа деревья. Вот и бьются в нынешней Восточной Пруссии водители-лихачи, причем неважно в Польше или России. Южнее дороги лишаются деревьев по краям полос и приобретают часто довольно широкую обочину, на которую удобно сваливать, отворачивая от наглых встречных машин (именно так и принято поступать в Польше при обгоне). Впрочем, так едут абсолютно все, там свой монастырь… Полосность дорог практически осталась такой же, т.е. одна полоса в каждом направлении. Две полосы в каждом направлении – это уже автострада и встречается очень нечасто. Немного достает колейность дорог, но после некоторого опыта это не очень сильно мешает, хотя конечно – неприятно. Разметка присутствует почти повсеместно, знаки поставлены весьма толково и недвусмысленно, читаются и понимаются быстро и однозначно, не раздражают своей нелогичностью. Дорожная полиция. Предупреждали, что велики штрафы за превышение скорости. На трассе ни разу мы не попали на радарный контроль, более того только однажды мы встретили какую-то машину, которая могла бы претендовать на звание полицейской, которая, впрочем, вела себя весьма мирно. Вывод – ехать можно и довольно комфортно, но совсем небыстро.

6. Краков.
Приехали.
«Зачем по-русски? – спросил меня пожилой поляк, к которому мы с сыном обратились за помощью, - Ты и по-польски говоришь нормально.» Да, я выучил 2-3 фразы по-польски, с тем, чтобы можно было хоть как-то общаться, почему и заслужил такую оценку. Выяснилось же, что понимают тебя по-русски вполне правильно, понять же тебе, что говорят в ответ по-польски – это, во-первых посложнее, во-вторых – как бы твои проблемы. По-русски не говорят, но понимают, такой я сделал вывод. Жить можно… Вечер в Кракове, мы только приехали, с трудом дозвонились к распорядителю квартир и в ожидании подпираем своими спинами дом, в котором нам суждено прожить ближайшую неделю. Находимся мы в старой части города, в самом сердце старого Кракова в 60 м от Мариацкого костела и главной рыночной площади, машина моя мирно стоит на краю дороги, чуть дальше спереди и сзади стоят другие машины, вроде как криминала нет. Незаметно так подъезжает маленький польский фиатик без особых знаков и паркуется спереди, правда немного ближе, чем обычно бывает, сдает назад. Тишина, но как только я подошел к машине и открыл дверь ко мне подошел полицейский, который к тому моменту незаметно вышел из этого маленького автомобиля. Ну, думаю, началось. Документы, проверка стандартная. Правда говорит по-польски, понимать весьма сложно. Затем небольшой наезд вроде как неразрешенная парковка, вернее разрешена, но не всем, в принципе, как потом выяснилось, они были правы. Пришлось довольно энергично и на непонятной смеси языков объяснять о причине такого нарушения, в итоге он меня не оштрафовал, не обругал, ничем не пригрозил, даже любезно предложил проводить меня на платную парковку (стоимость ее правда очень даже немаленькая), правда предупредил, что парковаться все же здесь не стоит. Вот и состоялся первый опыт общения с полицейскими в Польше. Впоследствии примерно по такому же сценарию происходили мои разговоры с другими стражами порядка, т.к. парковаться у дома естественно приходилось и не один раз. Я думаю, что имел право парковки, думаю, что это справедливо. Мы таки дождались тетю, которая нас пустила в дом, вручила ключи в обмен на отпределенную и согласованную ранее сумму, сообщила место ближайшего платного паркинга. С тем и удалилась. Разгрузились, расположились, надо бы машинку на ночлег пристроить… Поехали вдвоем с сыном. Перед выходом из дома штурман указал нам путь на парковку… Лучше бы он этого не делал. Карты города естественно нет, мы только что приехали. Схемы движения не представляем, знаю только, что все непросто, потому как центр и сплошное одностороннее движение. В общем, уехали мы с сыночком естественно по не той дорожке да еще по полосе встречного движения, т.к. пошли против шерсти. По-видимому, сказалась таки усталость. Понимаем, что приехали. Что делать? Правильно, спросить. Спросили дорожку у трех молодых людей. 2 парня и девушка уезжали со своего места работы. Не только рассказали, но и привезли на место, именно на ту парковку, куда и собирались. Очень доброжелательные и открытые приятные молодые люди, у них прямо в глазах читалась готовность помочь не очень молодому приезжему дядьке с пацаном. Спасибо большое и удачи, мои дорогие неизвестные друзья. Мы много еще общались с поляками, практически все были очень приятны и гостеприимны, но тот один из первых опыт общения запомнился особо.

Первое утро.
Начнем с самого пробуждения. Высокие потолки, примерно около 5 метров, высокие же проемы окон, свежий воздух из открытого окна, цокот копыт проезжающего под окнами ландо, достаточно громкий звук колоколов Мариацкого костела, неподражаемые звуки трубы, доносящиеся с колокольни же, – это все сопровождало наше пробуждение в первое утро в Кракове. В первый момент почудилась полнейшая иллюзия ирреальности происходящего. Такое бывает только в кино, подумалось мне. Нет, это оказалось реальностью. Подтверждением стали дети, запросившие с утра традиционную сосиску, и драгоценная половина, поинтересовавшись возможностью заполучить чашку утреннего кофе. И то, и другое мы совместным усилиями изготовили и употрлюбили. Класс… Кофе просто хороший, сосиски также очень вкусные. Так что все хорошо. Дальше первая прогулка по Кракову. Поскольку мы жили в самом центре старого города, то до ближайшей достопримечательности было 7 метров, на другой стороне улицы располагался костел святого Томаша, рядом и кругом всяких памятников также просто пруд пруди, мы просто жили в доме, которому не одна сотня лет (тем не менее, там все есть и все работатет), который также по-своему интересен. Первым делом – карты Кракова, их есть там разных и в достаточном количестве. Далее телефон. Связь в Польше вообще довольно неплохая, купив карточку без проблем можно связываться с любого автомата со всем миром, осторожнее только при разговоре с пользователями мобильных телефонов, тарифы очень высокие. Прогулка доставила наслаждение. Незнакомая и очень красивая архитектура, много прекрасных и хорошо сохранившихся зданий, многочисленная и многоязыкая толпа туристов, много самых разных лавок и лавочек, кофеен, ресторанчиков, просто забегаловок, магазинов, бутиков и пр. вкупе с музеями, костелами и всем тем, из чего состоит туристический центр – Краков - все это нам предстояло посмотреть и понять, по мере возможности, что мы и делали на протяжении всей недели. Погода. Все дни нашего большого путешествия нас сопровождала хорошая погода. Рядом в Праге происходили сплошные катаклизмы, Влтава вышла из берегов, юг Германии вообще затопило, у нас же в Кракове – сплошное удовольствие и лепота. Правда, через неделю после возвращения, там все же прошли большие проливные дожди и были проблемы. Так что можно считать, что нам повезло, тем более, если учесть, что при обдумывании маршрута в качестве возможного места посещения и проживания фигурировала, правда недолго, и Прага в том числе. Так что Бог миловал…

Шопинг.
Как же без него прожить… Он всегда есть, маленький или большой. Мы посетили супермаркеты GEANT, Закопянка, IKEA и несколько специализированных. Все известно, товары разные, кое-что прикупили, в большинстве же случаев ограничились быстрым осмотром. Что бросается в глаза. Товар относительно недорогой и почти всегда хорошего качества, нередко, однако, можно попасть на товар сомнительного качества, так что смотреть нужно внимательнее, можно налететь на неприятность. Товар же хорошего качества однозначно дешевле, чем в Москве, к тому же выбор намного больше. Стеклянная посуда, например, просто примерно в 2 раза дешевле, причем многого из виденного просто нет в продаже в Москве. Горшки цветочные – о-о-о, это отдельная и бесконечная любимая песня моего бесценного цветовода (он же штурман), в итоге мы привезли их из разных мест примерно около десятка. В любом магазине (кроме наверное автомобильного сервиса) мы мучительно что-то искали, в итоге, если мы не находили цветочных горшков, то магазин безнадежно терял привлекательность и не имел право на существование. Справедливости ради надо сказать, горшки действительно очень красивые, а выбор их просто бесконечен. Так что если бы не встроенный естественный ограничитель в голове нашего цветовода – агронома, то, наверное, мы бы не вернулись домой из-за отсутствия средств на бензин. Вывод. Покупать есть что, но смотреть все же нужно внимательнее. Товары хорошего качества, но все же это пока не шенгенская зона.

Величка.
Один из дней мы целиком посвятили посещению соляных копей в Величке. Ничуть об этом не пожалели, поимели незабываемые впечатления, наверное, на всю жизнь. Экскурсия проходила примерно около 2-х часов, максимальная глубина, куда опустились, была примерно 135 метров. Сразу скажу – впечатляет уже само сознание того, что над тобой такая толщина тверди. Внутри пещер – огромные подземные залы, бесконечные коридоры, много специально сделанных для туристов экспозиций, в том числе поражают воображение скульптуры, высеченные из соли на протяжении нескольких веков эксплуатации копей. Также имеются соляные подземные озера, выглядят они почти фантастически, такого цвета в природе я что-то нигде не встречал, очень красиво. Все оборудовано очень грамотно и совершенно безопасно, туристический поток организован и постоянен. Поскольку русских туристов было немного, то пришлось пойти с англоговорящей группой. Кое-что понимали. Вторая же экскурсия (а это еще примерно 1,5 часа) была на польском языке. В итоге я подумал, что количество усвоенного примерно такое же, что и в первой экскурсии. Интересное дело, мы что-то стали понимать по-польски, видимо эффект погружения ?… Все просто здорово, много фактического материала, толково все сделано и хорошо доносится до посетителя. Посетить стоит обязательно. Как сказано в одном из путеводителей , Величка – памятник трудолюбию поляков, лучше не скажешь, труда там вложено просто много, это не может не вызывать уважения к народу, сотворившему такое. Кстати, при подъезде к Величке был памятный момент. Трасса ремонтировалась, в связи с чем и образовалась на одном из участков небольшая и вялотекущая пробка. Дорога же – это 1 полоса в 1 сторону без обочины, справа – бордюр и пешеходная дорожка. Сзади раздается сирена – едет карета скорой помощи, мигает синий маячок. Обычное дело, кого-то везут в больничку, бывает. Все авто как по команде начали освобождать дорогу, заезжая кто на бордюрный камень, кто на встречную полосу, в итоге за пару минут карета скорой проехала вперед и скрылась из виду. У нас в Москве такое как-то сложно представить, в лучшем случае уступят дорогу, но чтобы очистить ее, это надо очень сильно поискать. Да, отличаются поляки от нас ...

Скалы Твардовского
В черте города есть так называемые скалы Твардовского. К известному у нас автору Василия Теркина это место не имеет никакого отношения. Представьте себе выход скальных пород на поверхность земли, да еще горное озеро с отсутствием растительности в нем и голубовато-зеленоватой водой. Причем только с одной стороны озеро имеет как бы карниз в воде, который обеспечивает некоторую плавность спуска в воду, с остальных же видимых точек никакого плавного спуска нет, просто обрыв в воду неизвестной глубины, дна просто не видно, и это при том, что вода практически прозрачна. Вид все это место имеет несколько чужеродный и не совсем вяжется с окружающей средой. Место это не относится к местам цивилизованного туризма, более того, озеро закрыто со всех сторон колючкой, только лишь со стороны карниза есть более-менее цивилизованный подъезд, который пользуют неизвестные личности в водолазных костюмах. Так что попить пивка и посидеть на берегу озера в комфортных условиях не удастся, но, тем не менее, озеро заслуживает того, чтобы потратить на него полдня и посмотреть, такое нечасто увидишь. Есть еще что развивать в смысле туризма в городе Кракове.

Гойя.
Совсем неожиданно и по прихоти нашего уважаемого кормчего мы попали на выставку рисунков Гойи. Да, да, того самого. Нам в очередной раз повезло, в Кракове была экспозиция рисунков этого великого художника. Впечатление просто потрясное, такого я не видел никогда, и вряд ли увижу еще когда-нибудь. Пересказывать увиденное – дело неблагодарное, кому суждено – тот увидит, скажу лишь, что теперь хочется поболее узнать об этом художнике и заиметь альбом с его рисунками. Будет возможность – посмотрите, не пожалеете. Отдельно стоит воспитательный эффект, который произвела эта выставка на наших детей, вопросов было много, я думаю, что они запомнят эту выставку навсегда.

Вавель.
Древний королевский замок, мы не могли его не посетить. Впечатления – самые положительные, все выглядит очень ухожено, видно, что поляки очень дорожат тем немногим, что осталось с древних времен и напоминает им об их истории. Не посетив Вавель нельзя до конца понять поляка, первый вопрос, который мне задал польский пограничник при выезде, был о Вавеле. При чем при упоминании о нем как-то изменились и интонации и взгляд сурового стража границы. Я тут же перестал быть для него просто очередным клиентом, я стал ему чуть ближе и понятнее что-ли, от того, что сам видел и бывал там, где находится часть его самого. Вавель и Краков – это кусочек каждого поляка, это его глубинная и очень дорогая часть. Может быть, поэтому по отношению к Кракову не поворачивается язык сказать, что он «раскручен» и предлагается всем направо и налево в различных видах туристического набора, я бы сказал, что поляки берегут и показывают его всем, кто пожелает, но при этом относятся к нему очень деликатно и чутко, стараясь сохранить и не расплескать то, чем он для них является и по сей день.
Лирическое отсупление.
«Не пойму, что-то здесь не так»,- говорил мой продвинутый штурман. (А надо сказать, что по складу мы весьма умеренные и скромные люди, одеваемся средне и не любим ничего вызывающего, в формировании этого стиля первую скрипку играла и играет моя жена, считаю, что так правильно.) «Все, поняла, тут не наденешь топик с открытым пупком, такое, наверное, только в Америке и России носят», - сказала наша мама. Есть такое дело. Ну не ходят здесь в юбочках по самый, пардон, сникерс, не видно здесь открытых пупков и вульгарно раскрашенных лиц. А как же услуги жриц любви? Да, есть, конечно, но как-то не столь вызывающе и открыто, гораздо чаще здесь можно видеть монахинь, слышать колокольный звон, видеть молодые лица в костелах. Нравственность в каждодневной и обыденной жизни, стремительно утрачиваемая нами на протяжении последних нескольких лет, там как-то умудряется сохраняться. Все чинно и спокойно. Нет там безудержной рекламы пива и прокладок для малолеток, нет ощущения того, что призывают сейчас и тут же на месте все проесть, пропить в три горла и взять от жизни все и немедленно. Уважение к клиенту и его нравственности, вот чего не хватает в нашей рекламе. А происходит это корнями от традиционного неуважения просто к человеку, т.е. на самом деле налицо отсутствие одного из основополагающих принципов цивилизованного мира – уважения к личности любого человека. Нет, не европейцы мы в массе своей и много еще утечет воды, пока станем им соответствовать. А может и не надо?
Лирическое отсупление -2.
«Почему они (поляки) на таких несерьезных машинках ездят?- спрашивает моя половина,- смотри, в каких домах живут, а машины совсем несерьезные.» Дома у них действительно хорошие, Как правило, 3-хуровневые, отделаны современными материалами, выглядят почти все как только что отстроенные, к тому же всегда есть кусок земли, в городах поменьше, в сельской местности – поболее. Ответ на вопрос частично в самом вопросе. Ипотечный кредит можно взять (я сужу по объявлениям на «заборе») по 2,5% годовых в злотых. Все, дальше можно не объяснять, достаточно посмотреть на динамику курса доллара и злотого, далее понятно, что кредит тебе дают просто бесплатно, я бы сказал, что тебе еще и приплачивают. Однозначно, ситуация стимулирует трудоспособное население строить жилье и работать, в таких условиях явному большинству не захочется отдать последние деньги за «крутую» тачку, ведь можно построить «ДОМ», о котором многие из наших просто даже и не мечтают.

7. Домой.
Домой, хотим домой – вещали мои детки на мой вопрос, куда едем к тете в гости или домой. Да, видимо наездились, все-таки почти 3 недели и 4 страны – это немало. Хорошо, как сказали бы в Литве, едем домой. (Там это наше слово говорят с особым только им присущим шармом в произношении, коротко, делово и очень мило.)

Переход Славятич - Домачево.
Еще раз помянули добрым словом моего любезного брата, снабдившего нас в дорогу отличным атласом для самоходов (что в переводе с польского означает атлас для автомобилистов), и спланировали дорожку через Славятич – Домачево - Брест и далее М1 до упора. Выезд в традиционные 5 утра по-местному времени, теплое «До видзенья» от охранника на паркинге, сборка вещей, похоже на сей раз ничего не забыли, удивительно, значит откроется не сразу. Не очень быстрая езда от Кракова по знакомой дорожке и выезд на маршрут. Благодаря атласу едем, как у себя дома, все знакомо, все прогнозируемо. Даже удивительно, как быстро привыкаешь к новому и хорошему. Без проблем добрались до Славятича, перед ним заправились как обычно «под крышку» и стали перед польскими пограничниками. Симпатичный молодой пограничник весело проверил мои документы и предложил постоять на паркинге, потому как надо бы меня проверить. Ну, блин, опять проверка на угон, сколько можно проверять. Правда, обещал сделать все быстро. Делать нечего. На мои попытки слить ему остаток злотых за «непроверку» он ответил такой искренней улыбкой, что ей-богу стало неудобно, ладно, будем ждать. Тем более надо бы перекусить. Из соседней машины с белорусским номерами на нас смотрели глаза пожилого человека, он смотрел на нас как на инопланетян с какой-то печалью и немым вопросом. Да, мы, наверное, выглядели более благополучными, но блин, машину-то свою родную помыть все-таки можно и бесплатно, а? В смысле собственными руками….Нет, она грязная как снаружи, так и изнутри, собственно, в таком же состоянии и люди в ней. Однако, де жа вю… Мой пограничник весело сообщил после 20 минут ожидания, что все ОК, при этом он немного смутился, что заставил ждать, после этого у нас и состоялся памятный разговор относительно Вавеля. Запомнился мне тот парень, привет тебе и всего доброго. Таможня даже не поинтересовалась содержимым нашего изрядно распухшего багажника. Теперь при открытой шторке мы вполне тянули на небольшой табор, но делать нечего. Белорусские же мытари опять отличились, ну да ладно, не будем о грустном. Скажу лишь, что работают они на польской же стороне под одной крышей, так что не сразу и поймешь, кто есть ху. Все же прошли их гораздо быстрее, чем ожидалось. Этому факту возрадовались и, конечно, зря. После слов «Все, можно ехать», конечно понимаешь, что все, можно ехать, но оказывается только 150 м, через которые стоят, правильно, знакомые будки батьки Лукаша, снимают дань. $20 за транзит по братской республике пришлось отдать таможеннику, у меня такое ощущение, что я его знаю как брата родного, так они друг на друга похожи, просто страсть. Как же он пожалел, что страховка у меня еще действует и нельзя с меня еще кое-что снять. Кстати преграждали мне путь с такой страстью и с таким рвением, как-будто я по крайней мере преступник, которого вот уже год как ищут за немалые грехи. Я понял, что впереди будут еще пункты сбора нала, и не ошибся. С учетом проверки с польской стороны на переход границы ушло около 1 часа, что по моим понятиям очень неплохо.

Белоруссия.
Опять начались бестолковые информационные щиты на дорогах там, где они совсем не нужны и полнейшее их отсутствие там, где нужно, ну что тут сделаешь? Проезжая мимо въезда на Брестский переход мы понимаем, что выиграли во времени несколько часов, да, очень важно правильно выбрать переход.
М1.
Писано много, дорога оказалась хорошей, в первую очередь своим качеством и отсутствием большого количества транспорта. Помнится, в прошлом году народу было на трассе поболее. Платная дорога, несколько промежуточных пунктов контродя, забытое уже чувство презумпции виновности, оплата дороги на въезде и на выезде с нее. Куча народа в униформе с обеих сторон «неграницы», да у нас так, граница – мать родная, и накормит, и оденет, и деньжатами снабдит. Дело к вечеру, впереди Смоленск и желание нормально переночевать, ведь пройдено около 1100 км плюс 2 границы да еще с 2 детьми. Никогда не ночуйте в придорожном мотеле перед Смоленском, это образец совка, условия – это что-то, словами не опишешь. Наша ошибка была той, что нельзя было платить деньги, не осмотрев условий, расслабились, понимаешь, в заграницах. Мухи, куча трупов в когда-то хорошей ванной, живые целым роем, это те, кто выжил в этих условиях. Да, хороший урок из предмета «Современная Россия, быт и сервис» получили наши дети. Мой нежный штурман стиснул зубы и промолчал, не к добру это все. Утро, тем не менее, оказалось не таким уж плохим, по-видимому, адаптация к суровой Родине все-таки состоялась. Как можно быстрее, мы слиняли из этого заведения и двинулись в сторону столицы. Через несколько часов мы открывали дверь своей квартиры, все, путешествие окончилось. За плечами 4400 километров дорог за 3 недели, 4 страны и куча впечатлений, небольшую часть которых я и пытаюсь Вам пересказать.
Что хочется сказать.
В чем же все-таки разница? Сразу не ответишь и наверняка что-то упустишь, можно говорить об отдельных моментах, того, что запомнилось. - едешь по Польше и видишь частные дома, спереди которых часто можно видеть некие небольшие домики со скульптурами богоматери, я их про себя назвал домами духа, наверное, это неправильно, но почему-то именно такое наименование у меня сформировалось, люди заботятся о своей душе и в большей своей части набожны - проезжая по трассам Польши, да и Литвы тоже, практически не встречаются участки неухоженной и необработанной земли, сады, огороды сменяют поселки, опять сады, фрукты и овощи предлагаются тут же с грядки или дерева за небольшие деньги, все и вся работают - очень немного полиции и других силовиков, хотя проезжая по Варшаве мы их там видели больше обычного - есть смысл тамошнему жителю работать на заправке и торговать с прибылью в 10%, нам это понять очень трудно - везде следы труда человека В Белоруссии, да и в России тоже концентрация народа и их активность наблюдается в пунктах сбора денег, по пути следования вдоль дорог практически по всей трассе – целина непаханная, редкие кафешки радуют твой глаз. И только ближе к Москве как-то все немного оживает. Что настораживает, загруженность трасс можно рассматривать как один из признаков экономической активности в стране, так вот, в прошлом году по России загруженность М1 была заметно выше, чем в нынешнем. Похоже, что мы стали меньше трудиться, интересно разобраться, почему?




Яндекс.Метрика