На главную страницу Всё о Клубе Новости Клуба и BMW О спорте в Клубе и BMW Статьи посвящённые технике Полезные ссылки Форум Фотоальбом Клуба
 
Лога Белорусского Клуба BMW



Порядок бъёт класс

Никого не удивлю, если скажу, что умение выполнять самые невероятные трюки при управлении машиной, владение ей, как составной частью собственного телаНикого не удивлю, если скажу, что умение выполнять самые невероятные трюки при управлении машиной, владение ей, как составной частью собственного тела, достижение высочайшей степени «пилотирования» - еще далеко не означает, что Вы достигли предела совершенства в передвижении по дорогам на четырех колесах. Кроме техники управления (бесспорно одной из самых важных составных частей водительского мастерства) существует еще целый комплекс умений и навыков, способных, как дополнить совершенство вождения, так и компенсировать пробелы в обучении. Поэтому на дороге часто выигрывает не тот, кто лучше «рулит», а тот, кто лучше «соображает». Другими словами, -
«порядок бьет класс»…

Три источника и три составные части…
«Любителей» в вождении автомобиля не бывает. Управление транспортным средством - работа, и есть люди которые пока (или окончательно) плохо ее выполняют. Любой человек, впервые севший за руль, является "чайником" и дальнейшее его перевоплощение в мастера регламентируется временем, способностями, отсутствием или наличием таланта к этому виду деятельности, физическими кондициями (быстротой реакции, ловкостью, широтой дистанционного зрения, состоянием нервной системы, координацией движений и т.д.). Не секрет, что определенная категория людей вообще не может достигнуть удовлетворительных навыков управления автомобилем из-за врожденных или приобретенных психо-физических, биоритмических и физиологических недостатков. Таких людей не много, но они есть. Кроме того, к ним можно приравнять откровенных упрямцев, не желающих ничему учиться и пытающихся все постигать самостоятельно, бесконечно повторяя и последовательно приобретая отрицательные навыки. Если мы отбросим эти две категории (они составляют очень небольшой процент всех водителей) и прибавим к ним примерно такое же количество водителей "от Бога" - людей, которым данный вид деятельности настолько близок по всем вышеперечисленным параметрам, что наращивание мастерства идет неимоверно быстро и без каких бы то ни было усилий, то вся остальная шоферская братия расположится между этими полюсами в равномерной пропорции, плавно перемещаясь от первого к последнему. Начинающий водитель - пусть будет "чайник" - это водитель, который на дороге с трудом решает ОПЕРАТИВНЫЕ задачи - конкретное перестроение из ряда в ряд, конкретный поворот, конкретный обгон или опережение одной конкретной машины и т.д. То есть, как говорилось раньше - он ищет выход из «одной, отдельно взятой» ситуации. Ему еще не дано видеть себя в комплексе происходящих вокруг него временных или пространственных изменений и принимать решения в соответствии с развитием ситуации или предполагать возможные направления и варианты ее развития. Причинами такого положения дел, как правило, являются недостаток опыта и техники вождения. Постепенно "чайники" совершенствуют свое оперативное мастерство и переходят в следующую категорию водителей - назову их для удобства "тактиками". Но часть из них так и не может миновать начальную ступень развития из-за вышеперечисленных причин и остается навсегда в своем незавидном разряде. Для "тактика" уже не составляет труда решать оперативные проблемы, большинство из которых он побеждает автоматически, и выделяемое за этот счет время может использовать на решение ТАКТИЧЕКИХ задач. Они представляют из себя цепочки маневров, торможений, разгонов и других действий объединенных единой логикой на протяжении определенного участка дороги. Становясь "тактиком" бывший "чайник" уже владеет многими хорошими техническими навыками управления - умеет включать передачи по обстановке, а не по спидометру, имеет неплохое руление, знает несколько способов торможения и т.д. К сожалению, и на этом дальнейший рост значительной части водителей останавливается. И, наконец, третья категория, куда переходит значительная часть "тактиков" - это люди, ведущие автомобиль СТРАТЕГИЧЕСКИ. Такие водители умеют (часто подсознательно) объединять цепочки тактических задач для решения главной проблемы - максимально быстро и безопасно доехать из пункта А в пункт Б. "Стратеги" умеют быстро и практически безошибочно прокручивать в голове огромную информацию о состоянии машины, дороги, привходящих проблемах, возможных пертурбациях и успешно навязывать путь достижения собственной цели окружающим. Достичь стратегического умения водить машину практически невозможно без совершенной техники управления и полного автоматизма в ориентировании в ситуационных цепочках. Предвидя вопрос о том, что и тактикам и даже стратегам случается попадать в ДТП и прочие неприятности, замечу, что это происходит в ситуациях, практически непрогнозируемых извне и количество таких случаев на 1км дистанции у них во много раз меньше... Давайте для ясности разделим движение на машине на составляющие и выберем самые точные решения для наиболее часто возникающих ситуаций…

С места - в карьер
Построение машин у светофора в ожидании зеленого сигнала всегда напоминает мне состояние перед стартом на кольцевых гонках - все в ожидании и в напряжении. Кто-то нетерпеливо подгазовывает, играя сцеплением, кто-то упрямо стоит вкопанным в землю камнем, намереваясь включить передачу только в момент включения светофора… Разумеется, сидя за рулем чахлого “запора” и глядя в боковое стекло на предстартовую лихорадку соседа, управляющего BMW, невозможно рассчитывать на то, что через несколько секунд после “зеленой отмашки” он будет глотать дым и гарь вашего глушителя, ибо такое событие представляется таким же невероятным, как взлет в поднебесье трактора ДТ-75 с телегой свежесобранного картофеля. Тем не менее, класс и мощность машины не всегда являются решающим фактором в определении лидеров ежедневных соревнований по вождению автомобиля, постоянно проводимых в городах и на трассах. Правильная тактика и стратегия, выбранная водителем в каждом конкретном случае способна, если не уравнять шансы сторон, то, по крайней мере, сгладить разницу в технических характеристиках и скоростно-силовых возможностях транспортных средств. Любое движение начинается со старта, но если отъезд от обочины редко может быть использован, как тактический маневр без риска получить порцию стремительно летящего металла в бок, то старт со “стойки” у светофора часто обеспечивают опытному водителю определенное преимущество. Одним из главных факторов успеха в начале движения является предварительный выбор позиции. Разумеется, самым благоприятным местом является первая “шеренга”, поэтому возможность занять передовую линию должна использоваться водителем максимально, но разумеется не “вешая соплей” и не заставляя шарахаться в сторону или резко тормозить других участников движения, подъезжающих к месту вынужденной остановки. Если водитель хорошо знаком с системой и временем срабатывания конкретного светофора, то очень благоприятным является неторопливый подъезд к нему и прохождение развязки с хода, но при этом очень важно учитывать две вещи. Во-первых, медленное перемещение к светофору не должно происходить на расстоянии в несколько сот метров, ибо это будет изрядно нервировать остальных участников движения и, кроме того, делать возможным их “вклинивание” перед вами, начисто лишая данный маневр смысла. Во-вторых, при прохождении развязки с хода под включаемый “зеленый” надо реально себе представлять степень опасности, возникающей от транспорта, заканчивающего
движение в перпендикулярном направлении, определяющейся шириной пересечения, плотностью потоков и просматриваемостью перекрестка. Кроме того, никогда не надо забывать о возможном внезапном появлении из-за стоящего транспорта пешеходов, совершающих или заканчивающих переход проезжей части, поэтому “ходовые” проезды под включающийся зеленый при наличии на перекрестке транспорта, загораживающего видимость должны быть практически исключены. Нахождение в первой линии среди примерно равных автомобилей еще не гарантирует водителю выигрыш старта. Существенную роль играет техническое состояние транспортного средства, резины, дорожного покрытия. Это следует учитывать. Так, например, зимой целесообразней вставать на участки, не покрытые льдом (даже лучше - на снежный наст), а летом - на просохшую поверхность, а не в лужу; на ровное покрытие, а не в яму… Говоря о технике старта, следует помнить, что первый оборот колеса должен производиться без пробуксовки. (Пусть вас не обманывают спортивные старты - “букс” в F1 или на асфальтовых ралли применяется для дополнительного прогрева резины.) Зимой в
гололед иногда даже лучше начинать трогаться со второй передачи. Имеет значение и то, в каком ряду вы располагаетесь на первой линии, ибо если на пересечении перпендикулярно проходят примерно равные потоки, то лучше находиться в середине, а если основной поток двигается с какого-то одного направления, то в ряду, находящемуся ближе к “выезду” транспорта. Это обусловлено тем, что вероятна возможность нахождения машин, заканчивающих движение, на перекрестке уже в момент появления зеленого сигнала для вас и в этом случае будет важно иметь перед собой то место, которое быстрее освободится от транспорта. Находясь на первой линии не стоит выезжать на полкорпуса вперед соседних машин, ибо вы в этом случае теряете над ними контроль и интуитивно будете вынуждены при старте оглядываться в зеркала, что отнимает определенной время, поэтому лучше иметь “соперников” чуть впереди. При многорядном движении в городе нежелательно занимать для старта крайний правый ряд, ибо наличие паркинга в направлении движения, автобусных остановок при проигрыше вами старта будет заставлять совершать вынужденные лишние маневры в процессе разгона. Если “попадание в первые ряды” исключено, то необходимо рассчитывать свое место исходя из технических и субъективных оценок тех машин, за которыми вам следует вставать. Далеко не всегда количество автомобилей в рядах выстроившихся перед перекрестком прямопропорционально скорости старта данного ряда. Можно встать вторым за “Икарусом” и пропустить вперед всех водителей в соседних рядах… С другой стороны и наличие в конкретном ряду только легковых машин - еще не повод занимать там место. В этом случае надо уметь быстро оценивать множество факторов - груженые ли грузовики стоят в данном ряду, имеются ли в ряду машины “дачников” с бочками и шкафами на крышах, какие марки “легковушек” доминируют - пять “Запорожцев” или семь “Мерседесов” и т.д. Не прижимайтесь вплотную (особенно в крайних рядах) к передней машине - лучше оставить место на случай необходимости ее объезда, так как водитель может “заглохнуть”, “вспомнить” о необходимости поворота. После старта в потоке не надо пытаться моментально перестроиться в соседний ряд если он двигается быстрее, а стоит немного выждать, чтобы убедиться, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем. За день в городе приходится останавливаться и стартовать десятки, а то и сотни раз и выигрыш одной-двух секунд в каждом случае - это не мелочи, как может показаться вначале, а важная составная часть стратегии в умении ездить быстрее, которое далеко не равно силе нажатия на педаль акселератора…




Главная  - Клуб - Новости - Спорт - Техника - Линки - Форум -
Фотоальбом

 © BMW Club Belarus - 2002 - Design by BMW Club Belarus