милости просим в гости
#1
Отправлено 10 Июль 2008 - 04:40
#2
Отправлено 10 Июль 2008 - 05:49
На территории района расположены братские могилы советских воинов и партизан в поселках Будилка, Калинино, в деревнях Красное, Поколюбичи, Телеши, Пороша, Чёнки, Шарпиловка. Памятники в честь подпольщиков, замученных оккупантами в 1943 году (дер. Михальки), в честь защитников Гомеля, погибших в августы 1941 года (дер. Поколюбичи), на месте расположения партизанского отряда "Большевик" и Гомельского подпольного абкома КП(б)Б (5 км на юго-запад от Новобелицкого района г. Гомеля, "Партизанская криница"), землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны в дер. Бобовичи, Ерёмино, Климовка, Поколюбичи и др.
Памятники архитектуры: церковь в дер. Гадичево (1-я пол. ХІХ в.), церковь Рождества Богородицы в дер. Глыбоцкое, усадебный дом в дер. Коренёвка (2- пол. ХІХ в.), Николаевская церковь и усадьба в дер. Старая Белица (кон. XVIII – 1-я пол. ХІХ в.), Успенская церковь в дер. Камышевка (1865-1868 год).
#3
Отправлено 10 Июль 2008 - 05:55
инфа для посетителей
«Гомельский дворцово-парковый ансамбль» – один из старейших музеев в Республике Беларусь. С момента создания его история неразрывно связана с развитием города Гомеля и архитектурно-паркового комплекса.
Гомель - один из древнейших городов и второй по величине и экономическому потенциалу в Беларуси. На его улицах прошлое тесно соседствует с настоящим.
Пограничное расположение гомельских земель, выгодное местонахождение города на ответвлении знаменитого водного пути «из варяг в греки» обусловили то, что на протяжении всей истории существования Гомель привлекал к себе внимание различных государств. В разные исторические периоды Гомель входил в состав Древнерусского государства, Великого княжества Литовского и Русского, Речи Посполитой. По условиям первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. территория Гомеля вошла в состав Российской империи. С этого момента берёт своё начало история создания дворца - главной достопримечательности Гомеля.
Строительство его было начато в 1777 г. по указанию генерал -фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (1725-1796), которому «деревенька Гомий» была подарена Екатериной II за выдающиеся победы в войне с Турцией. Вся дальнейшая история Гомеля подтвердила, что это событие сыграло существенную роль в формировании облика города, его экономическом и культурном развитии.
На территории древнерадимичского детинца был заложен новый дворец. К его созданию привлекались видные архитекторы своего времени: Я.Н. Алексеев, К.И. Бланк, Ю.М. Фельтен, М.К. Мосцепанов. Удачно было выбрано место для строительства – крутой берег р. Сож, открывавший прекрасные виды на заречные дали.
До настоящего времени не удалось с точностью установить имя зодчего, создавшего проект здания. Современный белорусский исследователь архитектуры В.Ф. Морозов, считает, что им мог быть талантливый зодчий, автор проектов многих зданий в Санкт-Петербурге, в том числе и знаменитого Таврического дворца, И. Е. Старов.
Дворец в Гомеле явился одним из ранних образцов архитектуры русского классицизма, зарождавшегося с воцарением Екатерины II. Великолепен центральный зал дворца, обрамлённый колоннами, с нишами и антресолями, бельведером и купольным завершением.
После смерти П.А. Румянцева гомельский дворец унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев (1754-1826гг.), видный государственный деятель, канцлер Российского государства, первый председатель Государственного Совета, меценат, покровитель науки и искусств. Его вклад в формирование Гомеля как европейского города в начале XIX века трудно переоценить.
При Н.П. Румянцеве, с 1800 по 1805 год, по проекту известного архитектора Дж. Кларка к центральной части дворца были пристроены два двухэтажных флигеля. Уже тогда дворец начинал приобретать черты присущие музею. Во дворце, восхищавшем современников своей красотой и изысканностью, формировались различные коллекции, собирателем которых являлся сам канцлер.
В 1834 году владельцем Гомельского имения стал крупный российский военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, прославившийся во время русско-турецкой и русско-персидских войн генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич (1782-1856), граф Эриванский, светлейший князь Варшавский.
При новом владельце продолжилось формирование дворцово-паркового ансамбля. В 1837-1851 гг. была осуществлена масштабная реконструкция дворца. Работы проводились по проекту и под руководством видного архитектора своего времени Адама Идзковского. Левый флигель дворца был видоизменен: убраны портики ионического ордера, надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка. На месте правого флигеля была возведена башня, к которой пристроили веранду с балконом. В башне были устроены апартаменты князя, размещены различные коллекции, военные трофеи, библиотека. Флигель и башня соединялись с центральной частью галереями, к фасаду со стороны реки был пристроен грот с верандой.
Одновременно с реконструкцией дворца происходило и создание парка. Из разных регионов России, из-за границы завозились различные породы деревьев и кустарников, в том числе и экзотических, производилась разбивка аллей. В этот же период формируются романтические уголки парка. Русло древней речушки Гомеюк преобразуется в Лебяжий пруд, устраиваются газоны с цветниками, гроты, беседки, фонтаны, в парковых аллеях устанавливаются копии античной скульптуры. Гомельский парк восхищал современников, а специалисты считали его в то время одним из лучших образцов садово-паркового искусства.
После этих преобразований архитектурно-парковый ансамбль в Гомеле стал одним из выдающихся творений А. Идзковского и одной из лучших российских усадеб.
Таким образом, в I половине XIX в. формирование архитектурно-паркового ансамбля было завершено.
Традиции обустройства дворца, коллекционирования были продолжены и при сыне фельдмаршала Фёдоре Ивановиче Паскевиче (1823-1903 гг.).
По его желанию во II половине XIX века в северном ризалите дворца была устроена домовая церковь в честь Иоанна Богослова и св. Елизаветы. В центральной части изменили крыльцо со стороны города, был построен ныне существующий пандус. В дальнейшем, вплоть до начала XX в., дворец сохранял свой облик без значительных изменений.
В одной из самых великолепных усадеб того времени находились не только предметы быта, характерные для старинных дворцовых усадеб, но и богатые коллекции. В 1882 году в книге «Живописная Россия» белорусский краевед Адам Киркор писал: «Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрания редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств делают гомельский замок настоящим историко-археологическим музеем». Об этом также красноречиво свидетельствуют сохранившиеся «Описи наличности гомельского замка» за 1891 и 1910 годы.
Дворец, его богатые собрания, редкие коллекции впоследствии и стали основой для создания Художественно-исторического музея, который был официально открыт 7 ноября 1919 года.
В собрание музея входили «…выдающиеся по богатству комоды и мебель, богато инкрустированная», бронзовые часы и канделябры работы лучших русских и западноевропейских мастеров, военные трофеи, миниатюрные портреты, богатейшая библиотека... По мнению видных искусствоведов, специалистов музейного дела того времени, коллекции и сам дворец представляли огромный «исторический и художественный интерес». Здесь находились работы Рауха, Шубина, Орловского, Суходольского, Машкова. Богатейшие коллекции нумизматики, фарфора, произведения декоративно-прикладного искусства стали доступны вниманию посетителей музея.
Непросто складывалась судьба дворцового собрания в гражданскую войну и в 20-е годы. В марте 1919 года пожаром зданию дворца и коллекциям был нанесён значительный ущерб. В результате неоднократных распродаж и передач различным организациям дворцового имущества были безвозвратно утрачены произведения искусства, мебель, предметы быта, и многое другое.
Большой урон нанесли дворцу-музею и целостности его коллекций годы Великой Отечественной войны - значительная часть музейного фонда была утрачена. В послевоенный период коллективу предстояла большая работа по возрождению музея и созданию новых экспозиций.
С момента создания музей неоднократно переименовывался. В 1952 г. он получил название «Гомельский областной краеведческий музей». С этого времени фонды музея активно пополнялись материалами, рассказывающими об истории Гомельщины. В связи с реорганизацией в 2006 году музей был поэтапно преобразован в государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль».
Собрание Гомельского дворцово-паркового ансамбля - одно из богатейших в Республике Беларусь. Значимое место в нём занимают коллекции археологии, где представлены находки, характеризующие материальную культуру наших предков, найденные у д. Бердыж Чечерского района и с. Юровичи Калинковичского района Гомельской области – самых древних из известных стоянок первобытного человека на территории Беларуси. Наряду с большим количеством традиционных экспонатов имеются и чрезвычайно редкие. Гордостью музея являются многие индивидуальные находки периода Киевской Руси: наконечник стрелы и вислая печать со знаками княжеской династии Рюриковичей, клад шейных гривен, фрагмент панцирной кольчуги.
Значительной является нумизматическая коллекция. Она даёт представление о развитии денежной системы Московского государства, Великого княжества Литовского и Русского, Речи Посполитой, Российской империи, Беларуси.
В коллекцию этнографии входят предметы материальной культуры практически всех районов Гомельской области.
Издавна на территории Гомельщины существовало множество религиозных конфессий, о чём красноречиво рассказывают культовые предметы коллекций иконописи, старопечатных и рукописных книг, медного литья. Значительное место в этом собрании занимают старообрядческие иконы и книги, получившие в прошлом распространение на территории края.
Гордостью книжной коллекции учреждения является Евангелие Петра Мстиславца, изданное в 1575 году. Многие экспонаты занимают достойное место в Музейном фонде Республики Беларусь. В их числе - клад культовых предметов XVIII – XIX веков, найденный недалеко от Гомеля на территории бывшего Чёнковского монастыря. Ему придан статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.
Собрание фотодокументов характеризует исторические события, происходившие на территории Гомельской области в разные периоды. Особую ценность представляют мемориальные комплексы Генерального авиаконструктора П.О. Сухого, министра иностранных дел А.А. Громыко.
Современное изобразительное искусство представлено произведениями художников и скульпторов Гомельщины и Беларуси в целом. Постоянный интерес у посетителей музея вызывают работы Б.Ф. Звиногродского, В.Ф. Казаченко, В.К. Цвирко, Н.К. Казакевича, Р. Е. Ландарского, Д.И. Алейника.
Уникальными являются предметы, принадлежавшие в прошлом владельцам Гомельского имения. Несмотря на то, что это собрание невелико, оно является наиболее значимым в республике, так как даёт представление об убранстве богатых дворянских усадеб конца XIX в.
После завершения ремонтно-реставрационных работ в 2004 году музей впервые с момента создания разместил свои экспозиции в объёмах всего дворца.
В центральной части дворца, башне воссоздана атмосфера былого дворцового убранства, своим архитектурным великолепием восхищает парадный колонный зал, изысканностью - Красная гостиная, мемориальностью - зал торжественных приёмов с портретами исторических личностей Гомельщины, лёгкостью и изяществом - дворцовые галереи. В камерном зале – бывшей Белой гостиной, проводятся вечера и концерты, встречи с писателями, деятелями культуры и искусства. В северном ризалите развёрнута экспозиция «Культовые предметы из собрания музея», в которой представлены музейные раритеты.
В башне дворца действует историко-мемориальная экспозиция музея «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи». В ней представлены подлинные картины, скульптура, художественная бронза, оружие, личные вещи, документы, фотографии бывших владельцев Гомельского дворца. Комплексы экспонатов позволили частично реконструировать исторические интерьеры башни, показать историю Гомеля, дворца и парка, раскрыть роль владельцев в формировании нового облика города в конце XVIII – XIX веке.
Одним из объектов дворцово-паркового комплекса, расположенных на территории старинного парка является часовня-усыпальница князей Паскевичей, построенная в 1870-1889 годах по проекту профессора архитектуры Е. И. Червинского. Художественными и декоративными работами руководил
С.И. Садиков. Часовня - усыпальница является образцом так называемого неорусского стиля в архитектуре с характерными для этого направления чертами. Здесь похоронены восемь представителей рода Паскевичей, среди которых - генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич и его супруга Е. А. Паскевич (урождённая Грибоедова).
Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» занимает достойное место среди учреждений культуры республики вот уже почти 90 лет. Как и всегда его двери широко распахнуты для тех, кого увлекает история, культура и искусство.
Т. Шода, главный хранитель музея
#5
Отправлено 10 Июль 2008 - 07:10
#6
Отправлено 10 Июль 2008 - 07:25
думаю, это внутри
#7
Отправлено 10 Июль 2008 - 07:51
#8
Отправлено 10 Июль 2008 - 09:41
#9
Отправлено 10 Июль 2008 - 09:44
#10
Отправлено 10 Июль 2008 - 10:30
прогресс не стоит на месте улицы отлично освещаются, обозначений хватает, даже слишком.а ещё одна особенность Гомеля, вечером половина городских улиц не освещается и нет обозначений этих самых улиц ) вобщем без гпса - звездец))) было 2 года назад конечно, но не думаю что прогресс будет )
#11
Отправлено 11 Июль 2008 - 03:34
#13
Отправлено 11 Июль 2008 - 08:33
#15
Отправлено 11 Июль 2008 - 08:49